Сейчас на сайте:
Гостей - 2

Цитата

"Искусство должно рождать счастье тех, кто создает его, и тех, кто пользуется им."

Уильям Моррис

 

Синдикация

Главная
Миражи Версия для печати
Monday, 23 March 2009
Автор: коллектив Spectacular Times

 ...Знание начинается с осознания обманчивости наших представлений, основанных на здравом смысле, с осознания того, что картина окружающей нас физической действительности не соответствует тому, что «действительно действительно», потому, что большинство людей наполовину спит, наполовину бодрствует, и не осознает, что то, что воспринимается как правильное и самоочевидное является иллюзией, вызванной суггестивным влиянием социального мира, в котором мы живем. Поэтому знание начинается с разрушения иллюзий, с разочарования.
Эрих Фромм

В обществе зрелища мы живем в мире тщательно сконструированных иллюзий - о себе самих, друг о друге, о власти, справедливости и повседневной жизни. Эти иллюзии одновременно создаются и отражаются в образовании, рекламе, пропаганде, на телевидении, в газетах, речах, выборах, политике, религии, бизнесе, судебных разбирательствах. Мы сами воспроизводим их с того момента, как принимаем их в качестве обоснованного взгляда на мир. Нам вовсе не обязательно соглашаться со всеми деталями - напротив, нас всячески подталкивают к тому, чтобы спорить и принимать ту или иную точку зрения по различным незначительным вопросам - мы просто должны принять этот взгляд на мир, должны смотреть на окружающую действительность с точки зрения Власти.

«Такова жизнь», «Это послано нам в испытание», «У каждой розы есть свои шипы», «Иначе нельзя» - вот те вздохи и сетования, которые объединяют столь разнообразные разговоры и которые настолько извратили наши чувства, что теперь их можно считать наиболее общей чертой человеческого характера.
Рауль Ванейгем

Как только мы принимаем точку зрения власти, нас можно спокойно выпускать в мир, наполненный людьми, смотрящими на жизнь аналогичным образом.

Таким образом, через наши разговоры, отношения, советы, которые мы даем, «здравый смысл» и самые обыденные повседневные мелочи, мы участвуем в демократическом процессе создания общественных иллюзий.

 Зрелище представляет собой не просто набор образов, но общественное отношение между людьми, опосредованное образами.
Ги Дебор

Большинство людей будет уверять вас, что их вовсе не обманывает реклама и что они не верят всему, что они читают в газетах или смотрят по телевидению. Мы не должны цинично отвергать подобные заявления, - даже когда мы видим, как те же самые люди продолжают некритично потреблять рекламируемые продукты, читать газеты и смотреть телевизор; поступать так, значит совсем не понимать природу пропаганды в обществе зрелища .

Детали не имеют значения до тех пор пока мы смотрим на мир глазами власти, пока мы пассивно воспринимаем предлагаемую картину мира целиком. Мы можем просто оглядеться вокруг, чтобы увидеть как различные общества различаются в деталях. Но как бы они не различались в деталях - будь то Лондон, Вашингтон, Москва, Пекин, Токио, Гавана, Кейптаун, Хараре или Сидней - точка зрения везде одинакова. Шапки долой перед властью, работой, необходимостью идти на жертвы и неискренностью.

 Всякая власть поддерживает себя путем создания иллюзий, путем массового надувательства. Насильственные акты подавления со стороны государства служат для того, чтобы показать всем, что может случиться с теми, кто открыто высказывает свое несогласие. Насколько реальны ни были бы эти акты подавления для тех личностей и групп, на которые они направлены, для общества в целом это блеф. Никакая полиция или армия в мире не может держать в повиновении и одну десятую населения только с помощью силы.

Английский педагог А.С.Нилл вспоминает случай, который ему пришлось наблюдать однажды в купе вагона. Малыш надоедал маме, упрашивая ее разрешить ему поиграть в корридоре. В конце концов мама положила конец его просьбам, сказав, что в корридоре стоит полицейский, который забирает всех непослушных детей. Нилл подумал, что если бы малыш набрался смелости и открыл дверь, то он сделал бы два очень важных для себя открытия - во-первых, что в коридоре нет никакого полицейского, во-вторых, что его мама - лгунья.

В «демократических» обществах проблема недовольства решается с помощью избирательных урн - системы, которая предлагает любой выбор, оставляющий власть неприкосновенной. Если вам не нравится это правительство, вы можете проголосовать за альтернативное ему правительство, но не за альтернативу правительству.

 Ежедневно через школу, газеты и телевидение власть утверждает свою точку зрения. Очень трудно смотреть на повседневную жизнь как-либо иначе, поскольку все отправные точки даны нам властью.

 

 

 

 

 Алиса послушно посмотрела ей в глаза и постаралась объяснить, что сбилась с дороги, но теперь понимает свою ошибку и собирается продолжить свой путь.
- Твой путь? - переспросила Королева. - Не знаю, что ты хочешь этим сказать. Здесь все пути мои.

* * *

Средства массовой информации позволяют распространять иллюзии в массовом масштабе. Там, где действительность вступает в противоречие с иллюзией, ее игнорируют, высмеивают или попросту изменяют с тем, чтобы она соответствовала требуемому образу.

Очевидные ошибки только высвечивают как незначительна информация сама по себе.

Даже в самых крайних случаях информация не может быть активным участником реальной жизни.

Когда реальный мир превращается в простые образы, простые образы становятся реальными существами и эффективными мотивами гипнотического поведения.
Ги Дебор

 Субъекту предлагается набор вариантов для выбора. Все они плохи. В подобной ситуации субъект сознательно выбирает то, что он или она считает наименьшим злом. Цель контролера состоит в том, чтобы поддерживать напряжение, связанное с ситуацией выбора на достаточно высоком уровне, с тем чтобы альтернативные варианты помимо тех, что предложены, не выдвигались и не воспринимались. Это примерно то же самое, что запереть человека в ограниченном пространстве, которое легко контролировать. Как только выбор сделан, можно предлагать следующий набор вариантов для «выбора». В той степени, в которой регулируется набор предлагаемых вариантов, - то есть в той степени, в которой субъект или выступающее в качестве такого субъекта население воспринимает их как единственные возможные варианты выбора, - в той степени контролируется и результат.

... очень важно, чтобы вы - жертва - чувствовали, что в этом мире нет связи между причиной и следствием, что есть только «информация». С этого момента вы не найдете избавления от этого напряжения, будет лишь серия все нарастающих кризисов...

3 января 1914 года в городе Хуарес Панчо Вилья подписал контракт с кинокомпанией Mutual на сумму 25 тысяч долларов. В контракте говорилось о том, что Вилья приложит все усилия для того, чтобы заканчивать победой сражения в дневное время, а также запретит появление на поле брани всех других кинооператоров. Представитель компании господин Айткен также договорился о том, что если будет отснято недостаточно зрелищного материала во время боевых действий, Вилья будет специально разыгрывать их на следующий день перед камерами.

Один предприимчивый полицейский департамент заключил гениальное соглашение с группой тележурналистов, снимавших демонстрацию с автобуса, шедшего в голове колонны. В тайне от организаторов демонстрации полиция получила возможность контролировать скорость ее передвижения подавая сигналы водителю автобуса, который должен был замедлять или ускорять движение.

* * *

Люди становятся зрителями собственных жизней. Средства массовой информации оформляют действительность. Как будто недостаточно того, чтобы жизнь просто проживалась, нам должно еще и казаться, что мы ее проживаем.

Зрелище поддерживается не образами, производимыми масс медиа, а нами самими, когда мы воспроизводим эти образы в своей повседневной жизни, что, в свою очередь, отражается средствами массовой информации как примеры «действительности».

Наше обусловливание к принятию морали капитализма начинается с раннего возраста.

Человек без цента в кармане, умирающий от голода, обладает отчаянной «нуждой», но не «спросом» на пищу.
Из учебника по экономике

Пропаганда и реклама заставляют нас отождествлять свои интересы с интересами Зрелища.

Что касается уровня нашей обусловленности, достаточно показательно, что при встрече с откровенным пустословием не все из нас разражаются хохотом.

 Зрелище воскрешает мертвых, импортирует иностранное и интерпретирует существующее. Время, необходимое для того, чтобы вещи приобрели причудливую банальность, постоянно сокращается, оригинал выбрасывается на рынок одновременно с пародией на него, от которой его зачастую трудно отличить. Эстетические дискуссии все чаще сосредотачиваются на обсуждении простого вопроса - является то или иное произведение пародией или нет?
Кен Нэбб

 

«Капитал» Карла Маркса, который в последнее время пользуется необыкновенной популярностью, будет переведен на язык песни и танца. Мюзикл «Капитал» поставят в одном из театров Пекина. Режиссером выступит Хэ Нянь, пообещавший объединить в новой работе элементы классических бродвейских спектаклей и ярких шоу. По его словам, мюзикл будет не только развлекательным, но и весьма познавательным. Режиссер особо подчеркнул, что «теории Маркса не могут быть искажены». В основе сюжета мюзикла будет история некой компании, рабочие которой внезапно осознают свое угнетенное положение и постепенно начинают постигать тайну прибавочной стоимости.

 Источником тавтологического характера зрелища является тот простой факт, что его средства являются одновременно его целями. Это солнце, которое никогда не заходит над империей современной пасcивности. Оно освещает всю поверхность мира и бесконечно купается в лучах собственной славы.
Ги Дебор

 

 Гигантская швейцарская фармацевтическая компания Ciba-Geigy признала, что распыляла пестициды на египетских детей с целью проверки их безопасности. Пестицид «Галекрон» в конце концов был признан источником рака, и недавно фирма Ciba-Geigy принесла извинения за то, что она использовала детей в качестве «добровольных помощников».

Капитализм это прогресс, а прогресс иногда может создавать неудобства.

Доктор Адольф Янн, президент компании «Хоффман-Ла Рош» в телеинтервью, посвященному произошедшей накануне экологической катастрофе, в которой была виновна его фирма

Болезнь миссис Лоулей, а также действие куаксилина на животных сильно напоминают другое заболевание, SMON, вызываемое энтеровиоформом, другим лекарством, по своей формуле напоминающим куаксилин. SMON привел к потере зрения и параличу у 10 тысяч японцев, принимавших энтеровиоформ. Производитель этого препарата фирма Ciba-Geigy признала в заявлении, сделанном в Японии, что ее препарат был причиной заболевания. Тем не менее, Ciba-Geigy продолжала продавать энтеровиоформ в тех странах, где он не запрещен.

Это капитализм. Это его мораль.

Чтобы спасти экономику, мы должны покупать, покупать, покупать, все что возможно.
Президент Эйзенхауэр

...Экономика не может не заставлять нас потреблять все больше и больше, а неустанное потребление означает смену иллюзий во все возрастающем темпе, что постепенно приводит к исчезновению иллюзии изменений. Мы оказываемся одни, мы не изменились, мы заключены в пустое холодное пространство за водопадом различных приспособлений, семейных автомобилей и дешевых романов.
Рауль Ванейгем

 Что бы ни случилось, ничего не предпринимайте пока вы не получите инструкций от властей, ваша безопасность не может быть гарантирована, если вы решите действовать самостоятельно. Оставайтесь дома, в машине или универмаге. Если вы находитесь дома, смотрите телевизор или включите громкую музыку. Помните, что днем нет более безопасного места, чем работа. Если вы еще молоды и не работаете, то идите в школу. Ради собственного же благополучия, поступайте так, как вам говорят. Власти напоминают вам: улицы вашего района небезопасны, поэтому если вы вынуждены выйти куда-то в поисках развлечений, например, не идите пешком, лучше ехать на машине. Если вы неожиданно оказываетесь на улице без автомобиля, ни с кем не разговаривайте. Помните, что сохранение правопорядка зависит исключительно от вашего стремления следовать нашим инструкциям.

Потребление истерии стало принципом общественного производства, но таким принципом, при котором действительная банальность товаров постоянно вырывается наружу и провоцирует необходимое насилие - насилие со стороны людей, которым дали все, но которые поняли, что все, что им дали - подделка.
Послесловие к «Нищете студенческой жизни», памфлету страссбургских ситуационистов

После начала войны в Чечне в московском метро к обычному объявлению «Осторожно двери закрываются. Следующая станция...» начали добавлять предупреждение «Граждане, не оставляйте свои вещи в вагонах метро. Обо всех забытых вещах сообщайте машинисту поезда через переговорное устройство или дежурному по станции». На некоторых линиях это предупреждение стало постоянным спутником пассажиров и было включено в основной «саундтрек», тем самым сделав механизм создания истерии постоянным. С начала войны в Чечне прошло уже пятнадцать лет.

Враг найден и защита предложена. Слуги власти действуют по собственной инициативе и власть узаконивает их действия.

 «Защита» - это ключевое слово у рэкетиров. Процесс протекает следующим образом: однажды вас навещает джентельмен, который предлагает вас «защищать». Если вы очень наивный человек, то вы задаете глупый вопрос «От кого?»
С.Греф и Д.Лапьер, «Гангстеры Нью-Йорка»

Общество зрелища повсеместно начинало с принуждения, обмана и крови, но оно обещало путь к счастью. Оно верило в то, что должно быть любимо. Теперь оно уже ничего не обещает. Оно больше не говорит «Что кажется - хорошо, что хорошо – кажется». Оно попросту говорит: «Это так».
Ги Дебор

Но несмотря на насилие, к которому ему приходится прибегать, зрелище отдает себе отчет в том, что единственное, что обеспечивает ему действительную безопасность - это создание и поддержание иллюзий и мифов.

Прежде всего и в конечном счете это шоу.

 Лучи прожекторов двигались над головами собравшейся толпы. Нельзя было различить ничего кроме серой массы людей, стоявших плечом к плечу. Радиосвязь обеспечивала синхронность аналогичных собраний, проходивших по всей стране, Геббельс объявил минуту молчания по погибшим во время завала в шахте, который как будто специально произошел в этот день. Затем Гитлер говорил о рабочей гордости и о том, что трудящиеся должны стать значительным фактором в новой Германии. Полтора миллиона голосов слились в едином хоре, певшем гимн «Хорст Вессель». Прежде чем объявить выступление Гитлера перед этой массовой аудиторией, Геббельс заметил, что солнце вот-вот выйдет из-за туч. Он рассчитал время собственного выступления так, чтобы божественный свет снизошел на фюрера именно в тот момент, когда тот выйдет на трибуну.

Выборы - это грандиозное зрелище, в котором иллюзии, мифы и образы борются между собой за наши аплодисменты и признание. Выбор иллюзорен, потому что какое бы правительство мы ни выбрали, мы всегда получим в качестве руководителей тех, кто хочет, чтобы мы неукоснительно придерживались трех основных правил - работай, потребляй, уважай власть.

Полицейские, использовавшие бамбуковые палки, атаковали мирную демонстрацию незрячих и инвалидов, которые пытались передать петицию о предоставлении им больших возможностей для получения образования и работы премьер-министру Индире Ганди. Около 100 человек получили ранения, в том числе 25 - серьезные. После побоища десятки людей, большинство из которых были незрячими или инвалидами, лежали в лужах крови у резиденции премьер-министра. Присутствовавшие при этих событиях журналисты заявили, что полиция первая атаковала демонстрантов. Незрячие люди пытались бежать, падали, натыкались друг на друга. Те, кто был на костылях, тоже пытались бежать, но полиция тем не менее легко настигла их. Демонстрация была приурочена ко всемирному дню инвалидов. Полиция заявила, что демонстрация была незаконной, поскольку на улицах, прилегающих к парламенту и резиденции премьер-министра запрещены все уличные шествия.

...правительство, которое уважало бы достоинство каждого человека, мужчины или женщины, вне зависимости от их принадлежности к той или иной касте, учению или идеологии; правительство, которое бы понимало ваши чаяния, проблемы и надежды, ваши мечты и устремления...
Из предвыборного обращения Индиры Ганди

Манифесты выпускают, чтобы получить голоса на выборах, а вовсе не для того, чтобы их воспринимали как Евангелие.
Лорд Деннинг

Хотя власть и поддерживается угрозой применения насилия, она всегда радостно приветствует ненасилие со стороны своих оппонентов. Она предлагает «разумные», «цивилизованные» переговоры, поскольку на этом поле она, если и не выиграет, то, по крайней мере, сможет оттянуть свое поражение на неопределенный срок.

Во время Второй Мировой войны индийский солдат, сражавшийся под командой генерала Уингейта в тылу японских войск в Бирме, заснул под градом пуль, свистевших вокруг него. Последующее исследование показало, что солдат не просто физически реагировал на усталость, которая была следствием недосыпания, но поддался чувству всепобеждающей апатии.
Алвин Тоффлер, «Футурошок»

Сегодня многие люди кажутся такими контуженными солдатами. В общении с другими людьми нас преследуют подозрительность и непонимание, подавление вызывает перманентный психологический кризис. Бесполезные лекарства, альтернативы, которые не являются альтернативами, невыполненные обещания, продажность - все это создает атмосферу цинизма и апатии.

В значительной мере разочарование людей в своей собственной жизни проистекает из их собственной нравственной нищеты. Их со всех сторон подталкивают к тому, чтобы быть подлыми, мстительными, злобными, трусливыми, жадными, ревнивыми, скупыми и так далее. То, что сама система в значительной степени виновна в существовании этих пороков, никак не уменьшает неприятных ощущений у тех, кто находится в их власти. Важной причиной распространения религиозных движений было то, что они обращаются к этой нравственной неуспокоенности, призывают людей к следованию определенным этическим принципам в жизни, что, в свою очередь, должно обеспечивать определенный душевный покой от осознания собственной добропорядочности, удовлетворение от того, что слова людей и то, во что они верят, не расходятся с их делами (то есть единство мысли и действия, теории и практики за которое этих людей называют «фанатиками»).  Революционное движение тоже должно обращаться к этой нравственной неуспокоенности, но не для того, чтобы обеспечивать комфортный набор установленных правил поведения, а для того, чтобы показывать, что революционный проект является подлинным средоточием смысла, областью, в которой сострадание находит наиболее последовательное выражение, где люди должны обладать мужеством, чтобы делать наилучший выбор в различных ситуациях и следовать ему до конца, не прячась от возможных неприятных последствий, но в то же время избегая ненужного чувства вины.
Кен Нэбб

Мы должны изменить свой взгляд на мир, перестать смотреть на вещи глазами власти.

 - Если этот вот Король вдруг проснется, - подтвердил Труляля, - ты сразу же - фьюить! И потухнешь как свеча.
- Ну, нет, - вознегодовала Алиса. - И вовсе я не потухну! К тому же если я только сон, то кто же вы тогда такие, хотела бы я знать?
- То же самое, - сказал Труляля. - То же самое! - подтвердил Траляля.
- Бесполезно говорить о том, чтобы разбудить его, - сказал Труляля, - когда ты всего лишь то, что ему снится. Ты и сама прекрасно знаешь, что ты ненастоящая.
- Нет, настоящая, - крикнула Алиса и заплакала.
- И от того, что ты плачешь, ты не станешь настоящей, - заметил Траляля.

 В своей пропаганде, беседах и деятельности мы должны создавать ситуации, которые подталкивают людей отказаться от привычных взглядов на вещи, ситуации, которые позволяют выявить иллюзии, созданные зрелищем. Но зрелище тоже одержимо документированием процесса собственного разложения. Социологи, журналисты и другие специалисты «исправляют» критику зрелища. Написанные ими хроники наших несчастий топят наш гнев в статистике, исследованиях и оценках. Угроза зрелищу нейтрализуется путем создания всеобщего настроения цинизма, апатии и опущенных рук.

Революционная теория, которая концентрируется исключительно на нагромождении критики зрелища, рискует лишь увеличить степень всеобщего цинизма и пассивности.

Недостаточно просто анализировать нищету повседневной жизни и ее причины, мы должны говорить о своих мечтах и желаниях, представлять примеры того, какой могла бы быть жизнь.

Мы должны начать строить мир таким, каким мы его хотим видеть, прямо сейчас - в наших отношениях, в нашем вмешательстве в ход повседневной жизни, в нашем поведении.

Единственный способ создать революционную теорию - это попытаться воплотить ее в жизнь несмотря на окружающие нас барьеры и противодействие, с которым мы обязательно столкнемся.

Революционная теория возникает только на основе непосредственного опыта. Ее целью является тотальное уничтожение товарно-зрелищной системы. Революционное движение, опирающееся на развитие революционной теории, должно быть основано на непосредственном участии. Движение, основанное на идеологии, так же соотносится с принципом непосредственного участия, как рисование по самоучителю - с творчеством. Революция - это непрерывный процесс, который должен быть начат прямо сейчас.

Под каждым результатом и проектом несчастного и смешного настоящего мы видим горящие слова заклинания «Мене, Текел, Фарес», предвещающего крушение всех миражей. Дни этого общества сочтены, причины и выгоды его существования тщательно взвешены и признаны недостаточными, его обитатели разделены на две партии, одна из которых желает, чтобы это общества прекратило свое существование.
Ги Дебор

 - Итак, я вовсе не спала, - сказала себе Алиса. - Если, конечно, все мы не часть одного и того же сна. И сон этот приснился либо мне, либо Королю! Я надеюсь, что все-таки мне. Не очень то хочется быть частью чужого сна, - сказала она жалобно. - У меня появилась чудесная идея - пойти, разбудить его и посмотреть, что из этого получится!

Комментарии разрешено оставлять только зарегистрированным пользователям.
Войдите в систему или зарегистрируйтесь.




  


Powered by AkoComment Tweaked Special Edition v.1.4.6
AkoComment © Copyright 2004 by Arthur Konze - www.mamboportal.com
All right reserved

 

О проекте

Bakunista! стремится представить анархические и антиавторитарные идеи широкому кругу читателей.
Это - место для критики системы эксплуатации, власти и принуждения, а также цивилизации, основанной на неограниченном росте и разрушении природы. Это - форум для дискуссий о способах борьбы против них.

Анархокартинки

a058.jpg
© 2016 Bakunista!
Joomla! is Free Software released under the GNU/GPL License.