Главная arrow Аналитика
Анархизм в XXI веке? Вызовы, возможности, перспективы Версия для печати
Saturday, 12 March 2011
 Автор: Габриэль Кун

Анархическое движение по всему миру набрало такую силу, какой оно не имело с начала ХХ века. Это связано как с кризисом марксизма, так и с целым рядом новых социальных конфликтов (атипичные формы занятости, изменения климата и т.д.), а также с относительно сильным анархическим движением в США, которое, возможно, по иронии судьбы, вдохновляет движения по всему миру из-за гегемонии американской культуры.
Говоря в общем, самым главным вызовом для анархической политики остаётся тот же, что и всегда: собственно, нахождение ответа на вопрос, каким образом можно преодолеть государство и капитал, или как можно создать сообщества, которые сделают возможным свободное индивидуальное развитие на основе принципов равенства и солидарности. Дискуссии на эти темы традиционно характерны для анархистского движения и будут продолжаться и в будущем.

 
«Снова найти опору под ногами...» Версия для печати
Monday, 07 February 2011
 Bakunista! публикует интервью с Раулем Ванейгемом , одним из теоретиков Ситуационистского Интернационала и автором ставшей знаменитой книги «Революция повседневной жизни» («Трактат об умении жить для молодых поколений»), в котором тот не только – и не столько – вспоминает шестидесятые и свою молодость, но в основном говорит о своем видении сегодняшнего мира, последствиях мирового экономического кризиса и возможных векторах движения в направлении более природосообразного, справедливого и счастливого общества. Сорок лет спустя после Мая 68-го Ванейгем не только сохраняет верность своему «утопическому» видению, но и демонстрирует ясность взгляда там, где у многих теоретиков не присутствует уже ничего, кроме серости «реалполитики» и констатации безнадежности ситуации.
Между мировой скорбью и радостью жизни. Интервью Ханса-Ульриха Обриста с Раулем Ванейгемом

 
Отрезвление или резня Версия для печати
Friday, 17 December 2010
 Как ни горько это признавать, но события, связанные с нацистскими выступлениями в Москве после убийства Егора Свиридова, не просто застали анархическое, антифашистское и левое движение врасплох, но и продемонстрировали полную неспособность понять происходящее и занять четкую и последовательную антинационалистическую позицию. Очень легко кричать на митингах «Наше отечество – все человечество», когда ситуация не так брутальна. Гораздо сложнее проявить себя последовательными антифашистами и антирасистами, когда мы поставлены перед лицом реальных социальных проблем (расизма, ксенофобии, укрепления авторитаризма), а не выдуманных проблем «субкультур» («молодежного антифашизма», «околофутбола» и т. д.).
В нынешней погромной и ксенофобской истерии, нагнетаемой как националистами, так и средствами массовой информации (которые далеки не только от «политкорректности», но и от какой-либо «корректности» вообще), интернационалистическая позиция практически не слышна.
 
Грозящая катастрофа и можно ли с ней бороться Версия для печати
Wednesday, 27 October 2010
 Мы уже обращались к теме экологического кризиса , необходимости устойчивого развития и тех моделей поведения, которые могли бы смягчить воздействие цивилизации на окружающую среду. Но, конечно же, проблема планетарной экологической катастрофы решается не только и не столько изменением индивидуальных моделей поведения. Необходима полная смена парадигмы, радикальное изменение общественной и экономической системы, тех принципов, которые лежат в основе цивилизации, поворот от индустриализма и оголтелого роста к другим, более природосообразным и разумным общественным моделям.
Кризис индустриализма, который в течение ХХ века развивался в двух основных вариантах, капиталистическом и «коммунистическом», стал очевиден непредвзятым наблюдателям еще несколько десятилетий назад. Прошедшие с момента крушения «реального социализма» годы лишь подтвердили серьезность сделанных тогда предостережений. Мы предлагаем вашему вниманию статью Вадима Дамье «Либертарный социализм или экологическая катастрофа?» , которая была написана довольно давно, но не утратила своей актуальности (и даже наоборот). Текст публикуется в оригинальном, более полном варианте, чем тот, что был ранее доступен в сети.
 
Окно в светлое будущее и Windows — разные вещи Версия для печати
Tuesday, 26 October 2010
 Поскольку большинству из нас приходится, хотя бы изредка, пользоваться компьютерами, то тема безопасного взаимодействия с ними также касается практически всех. И это не только вопрос о том, соблюдается ли тайна нашей частной жизни (или безопасности активистской деятельности), насколько часто глючит Windows или за что не любят Билла Гейтса (кстати, важно проговаривать, за что именно), но и того, на каких принципах строится взаимодействие между нами и нашим компьютером. Какие цели преследуют производители компьютеров и программного обеспечения? На какой основе они предлагают свои услуги обществу в целом и индивидуальным потребителям, то есть всем нам? Чем чревато использование программ, которые работают по принципам, лишающим пользователя даже теоретической возможности разобраться в них и тем более вмешаться в ход их работы? Может ли программное обеспечение быть «свободным», отчего именно зависит эта свобода и зачем она нужна? Можно ли отказаться от диктата корпоративных производителей и необходимости платить большие деньги за программное обеспечение и при этом не заработать головную боль?
Коллектив московских анархистов-линуксоидов MALUG предлагает вашему вниманию популярное введение в то, что такое свободное программное обеспечение, а также некоторые советы по безболезненному переходу на него: «Программное обеспечение тоже должно быть свободным» .
То же самое в радиоформате (хотя и без полезных ссылок на материалы для чтения).
 
Праздник как симптом Версия для печати
Wednesday, 20 October 2010
Автор: Герберт Маридзе
 
Антропоморфизм в политике, как любая аналогия, имеет свои пределы. Когда мы представляем всё общество в виде огромного организма, это может прояснить, но что-то обязательно замутит своей кажущейся очевидностью. И, тем не менее, есть вещи и события, воспринимаемые вполне однозначно, – как симптом. Симптом болезни? Симптом негативных изменений в социальном теле? Возможно. В любом случае, когда речь идёт о русском марше, – а речь идёт именно о нём, – трудно сохранять иллюзию изначальной гармоничности человеческой природы.
Русский марш сегодня кажется главным и единственным результатом введения нового государственного праздника, «Дня народного единства». Тогда, в 2004 году, мы впервые увидели в действии новое оружие массового поражения – целиком пропутинскую государственную думу. Сей парламентский орган, который один фашистский телекомментатор с удовлетворением называл тогда «вменяемым», был явным провозвестником нынешней модернизирующей вертикали и, конечно, не мог состояться без акта символического унижения прежних хозяев Белого дома. Символического – потому, что перенос выходного с 7 ноября был лишь запоздалым вручением «левой оппозиции» диплома о политической кастрации, произошедшей десятью годами раньше. Унижением – потому, что ничто так не сплачивает власть, как унижение и издевательство над угнетёнными и проигравшими. Но это оффтопик.

 
Бесконечная пьеса для механического анархиста Версия для печати
Wednesday, 26 May 2010
 Мы некоторое время колебались, размышляя о необходимости публикации этого произведения на сайте Bakunista! Не потому, что находим его очень спорным, а потому, что сомневались — а надо ли выносить этот «субкультурный», в общем-то текст, из «дыры памяти», которой на практике является Живой журнал (именно там впервые была опубликована эта пьеса). Но, с другой стороны, честное, пусть и гротескное описание в ней некоторых феноменов нашего движения кажется нам очень нужным и своевременным. Потом перед нами встал вопрос: а в какую из рубрик сайта поместить пьесу? Еще немного подумав, мы решили, что более подходящего раздела, чем «Аналитика», не найдешь. Итак...

О нем умалчивают Википедия и Британская энциклопедия, но мы-то с вами знаем, что эта глыба, этот матерый человечище всегда...
На боевом посту, или бесконечная пьеса для механического анархиста
пьеса-монолог в одном действии
Автор: 2kashtana

 
Идеи долговечнее их автора. Памяти Ги Дебора Версия для печати
Tuesday, 08 December 2009
 Пятнадцать лет назад, 30 ноября 1994 г., покончил жизнь самоубийством Ги Дебор, один из создателей теперь уже легендарного Ситуационистского Интернационала (СИ). Значение идей и деятельности этого человека (и этой организации ) для последующего развития революционного антиавторитарного движения в мире сложно переоценить, хотя в России об этом практически мало кому известно. Да, существует некий опубликованный «перевод» (точнее – нелепая транслитерация) книги Дебора «Общество спектакля» (нам больше по душе вариант «Общество зрелища» ). Но он годится лишь для того, чтобы хвастаться им перед приходящими гостями, никогда его не открывая, – читать это все равно невозможно. Тем не менее, вполне адекватные русские переводы двух основополагающих текстов Дебора («Общество спектакля» и «Комментарии к «Обществу спектакля»), как оказалось, есть – и вы можете совершить захватывающее интеллектуальное путешествие во времени от тезиса о том, что «вся жизнь обществ, в которых господствуют современные условия производства, выступает как огромное скопление зрелищ; все, что раньше непосредственно проживалось, теперь превратилось в представление» (1967) до его закономерного развития: «общество, чьё развитие достигло стадии интегрированного зрелища, можно охарактеризовать несколькими ключевыми принципами: непрерывное технологическое развёртывание, интеграция государства и экономики, тотальная скрытность и подозрительность, неопровержимость лжи, наконец, в таком обществе царит вечное настоящее» (1988) .
Ну и, в память о Деборе, вот еще несколько небольших, но по-прежнему актуальных текстов СИ, all time hits, так сказать:
Инструкции к вооруженному восстанию
А теперь С.И.
Минимальное определение революционных организаций
Другие материалы о ситуационистах на нашем сайте
 
«Веймарский синдром» в России и «левые радикалы» Версия для печати
Thursday, 19 November 2009
Автор: Вадим Граевский

 Недавнее участие «левых» и «антифашистов» в «антифашистском» варианте «Русского марша» под девизами «Русские против фашизма» и «Быть русским - это ответственность» вновь привлекло внимание к давно наболевшей проблеме. Русский этно-национализм распространяется в «левой» среде при удивительном безразличии многих анархистов.
Есть простая истина: умиротворять фашизм бесполезно. Ибо он нагл. Любая терпимость, любое соглашательство по отношению к себе он воспринимает, как слабость. И тут же норовит втиснуться в пространство, неосторожно приоткрытое для него чересчур толерантными оппонентами. Русский фашизм «убалтывают» и «заговаривают» вот уже лет пятнадцать, не меньше. За всеми разговорами о том, что надо различать «хороший патриотизм» и «плохой национализм», что русский национализм может быть «здоровым», что нельзя его «отдавать на откуп» ультраправым и т.д., скрывалась все та же трусливая попытка «умиротворить» выпущенного из сосуда демона.

 
Как мы питались — прежде и теперь Версия для печати
Sunday, 30 August 2009
Автор: Изи

 Эта статья относительно подробно рассматривает процесс производства продуктов питания, его исторические изменения, то, в каком убогом состоянии всё это пребывает сейчас, а также содержит некоторые мысли о ближайшем будущем и о тех факторах, которые угрожают пищевым ресурсам по всему миру. Как только я начала собирать информацию по этой теме, я была шокирована тем, насколько мало думала прежде о поистине фундаментальной проблеме пищи.

 
Надзор и наказание в эпоху борьбы с терроризмом Версия для печати
Tuesday, 05 May 2009
Автор: Перрин Пупэн

 Эта столь совершенная демократия, сама создает
своего неопределенного врага, терроризм.
Ей действительно хочется быть оцененной
скорее по своим врагам, чем по своим результатам.
История терроризма написана государством;
следовательно, она назидательна. Популяции зрителей
не могут, конечно, знать о терроризме все, но у них всегда
есть возможность знать о нем достаточно, чтобы быть
убежденными, будто в сравнении с этим терроризмом
все остальное довольно приемлемо, в любом случае,
более рационально и более демократично.

Ги Дебор
Маленькая зеленая книга, - Невидимый Комитет, «Грядущее восстание» (Comité invisible. L'insurrection qui vient. La Fabrique éditions, 2007.) - оставшаяся никем не замеченной в марте 2007-го, когда она вышла во Франции, оказалась в центре внимания СМИ и множества общественных дебатов после ареста девяти молодых людей 11 ноября 2008-го по подозрению в «создании преступного сообщества с целью террористической деятельности». Трое из арестованных подозреваются в чем-то более конкретном – саботаже на путях Национальной Компании Железных Дорог (SNCF) в ночь с седьмого на восьмое ноября.

 
Общество против государства, общество вместо государства Версия для печати
Wednesday, 01 April 2009
 Мировой экономический кризис, влияние которого ощущается все острее с каждым днем в различных географических регионах и областях деятельности, снова со всей остротой ставит проблему необходимости самоорганизации общества «снизу» в целях отстаивания своих интересов и элементарной самозащиты. Социальной атомизации , которая является закономерным результатом развития капитализма и, одновременно, эффективным механизмом для контроля корпораций и государства над обществом, необходимо противопоставить общественную самоорганизацию.
Либеральная доктрина твердит о «гражданском обществе» как некоей модели участия людей в политическом управлении и управлении социальными процессами. Схожий подход обнаруживается и среди современных социологов, говорящих, что помимо государства и его административной машины, общество также активно выполняет функции обеспечения своих основополагающих потребностей. А возможна ли либертарная трактовка понятия «гражданского общества»? Ведь предлагаемая анархистами идея самоуправления и активной общественной самоорганизации для отстаивания своих интересов, тоже базируется на активности людей снизу. К тому же, многолетняя история взаимоотношений (и борьбы) общества и государства дает многочисленные примеры того, насколько противопложны зачастую интересы одного и другого, а также того, как люди в повседневной жизни выстраивают отношения вне и вопреки государственно-бюрократической системе. В статье Вадима Дамье «Гражданское общество и традиции социальной самоорганизации» рассматриваются различные варианты взаимоотношений общества и государства. (См. также его статью «Либертарные представления о гражданском обществе» .)
 
Памяти Испанской революции Версия для печати
Wednesday, 01 April 2009
 Cемьдесят лет назад, 1 апреля 1939 г., победой генерала Франко и поддерживавших его фашистских режимов Италии и Германии завершилась гражданская война в Испании. Одно из наиболее масштабных революционных событий ХХ века, события 1936-39 гг. в Испании были и еще одним из наиболее интересных примеров подлинной социальной революции, когда значительная часть трудящихся предприняла попытку взять управление своей жизнью в свои руки, – через коллективизацию предприятий и установление справедливых и свободных отношений «здесь и сейчас», вольный коммунизм .
Но для анархистов «испанский опыт» , заключавшийся в участии НКТ-ФАИ в республиканском правительстве в ущерб самоорганизации масс и развитию социальной революции, на протяжении многих лет и до сих пор является критической отправной точкой для размышлений о том, как возможен другой мир , какие уроки необходимо вынести из предыдущих исторических поражений, какие компромиссы возможны, а какие неизбежно ведут к гибели революции. Угнетенные всегда дорого платят за поражения своих революционных выступлений. Победа Франко в Испании означала тысячи расстрелянных, сотни тысяч брошенных в тюрьмы и покинувших страну, десятилетия репрессий и подавления. (И в некотором смысле эта война еще не «закончена», так как в Испании по-прежнему нет памятников сражавшимся против Франко, а места захоронения казненных по большей части неизвестны. К тому же, и на улицах современных испанских городов «исторический спор» между франкистами и антифашистами не завершился.) Для тех, кто не сложил оружия, франкизм означал годы подполья, ужасы тюрем, но вместе с этим и сопротивление, и непрекращавшиеся попытки убить тирана . Долгое время официальная коммунистическая пропаганда формировала выгодный ей образ «гражданской войны в Испании» (забывая сказать о социальной революции), теперь пришло время рассказать и то, о чем она стыдливо умалчивала.
Вадим Дамье, Испанские анархо-синдикалисты и проблема государственной власти (1936 -1939 гг.)
Вадим Дамье, Испанская революция и коммуны Арагона
 
Устойчивое развитие - либертарный выбор Версия для печати
Monday, 23 March 2009

Авторы: Адриано Паолелла, Зелинда Карлони

Альтернатива модели развития, неспособной предложить положительные решения для будущего 

Предисловие

 Уже нет сомнения в том, что продолжающееся ухудшение состояния окружающей среды на нашей планете со всей ясностью показывает, что человечество в настоящее время не может реализовать политику, которая бы повернула вспять это движение. Никакие действия, способные обуздать имеющее место ухудшение условий среды, не предпринимаются. И это несмотря на все более широкое осознание этого факта, несмотря на глубокие научные знания по поводу того, как человечество влияет на природную среду и как эти изменения отразятся на ней в более отдаленной перспективе, несмотря на то, что у нас есть необходимые технические средства для того, чтобы изменить это.

Термин «устойчивое развитие» вошел в обиход уже несколько десятилетий назад [правда, в России по-прежнему мало кто способен сказать, что это такое, а в государственных программах устойчивое развитие либо не упоминается вовсе, либо по сути не предлагается никаких мер, направленных на его обеспечение – прим. перев.]. Он означает разработку и реализацию решений, направленных на то, чтобы избежать ухудшения состояния нашей планеты. Несмотря на то, что определения этого термина могут показаться недостаточно четкими, тем не менее общепризнано, что по-настоящему действенные меры в этом направлении возможны.

Но если мы посмотрим на то, что реально делалось в этой области на протяжении последних тридцати лет десятками государств и международных организаций, которые занимаются вопросами устойчивого развития, мы можем прийти к выводу, что реализуемая ими модель значительно ухудшила и без того опасную ситуацию.

 
Иррациональное в политике: путешествие к истокам Версия для печати
Thursday, 11 December 2008
 Всем нам хорошо знаком феномен иррационального поведения личностей и больших групп населения: в виде широкой поддержки очевидно «грабительского» и «антинародного» режима (с фигурой отца нации наверху), в широко распространившихся ксенофобии и национализме, в консервативных взглядах на социальные проблемы... В чем глубинные причины этого?
«Было бы неправильно считать, что трудящиеся не восстают, потому что у них недостаточно информации о механизмах эксплуатации. На самом деле, революционная пропаганда, которая стремится объяснить массам социальную несправедливость и иррациональность экономической системы, обращается к глухим. Те, кому приходится вставать в пять утра, чтобы ехать на завод, проводить в добавок к рабочему дню два часа в метро или пригородной электричке, вынуждены адаптироваться к этим условиям за счет устранения из головы всего, что может вновь заставить их усомниться в справедливости этих условий».
Мрачная, но правдивая картина. Есть ли выход из заколдованного круга? Не играем ли мы в заведомо проигранную игру, обращаясь к разуму людей и говоря о возможности другого мира? Эти вопросы ставятся в очерке Мориса Бринтона «Иррациональное в политике» . С позиций революционного психоанализа он рассматривает проблемы укорененного в людях авторитаризма и конформизма, развивая идеи, высказанные Вильгельмом Райхом в его работах, посвященных анализу феномена фашизма и сексуального подавления.
 
© 2016 Bakunista!
Joomla! is Free Software released under the GNU/GPL License.